Введение

Данная статья описывает, каким образом можно полностью решить проблемы низкой продуктивности и вовлеченности в команде. Предлагаемое решение обладает свойствами: работает всегда и везде, можно запустить в организации любого размера и политики.

Вы скажете - это невозможно. Да, раньше это было так. Но наука непрерывно развивается и новая модель управления, которая называется потоковый self-менеджмент, позволяет это сделать.

Какую проблему решаем

Кратко можно было бы описать, как то, что сотрудники в организациях ведут себя не так, как хотелось бы собственникам. В частности:

  • имеют склонность увольняться, причем уходят самые умные
  • возможностей много, но у сотрудников низкая инициативность
  • низкая слаженность, незаинтересованность в обмене опытом
  • имитация деятельности, стремление делать только то, за что платят
  • наличие неразрешимых конфликтов в коллективе или с владельцами
  • этот список можно продолжать в бесконечности

Почему так происходит. Версия для гуманитариев.


Мы предпочитаем работать не с реальностью, а моделью реальности, поскольку испытываем потребность чувствовать, что контролируем ситуацию.
Реальность в том, что люди это не алгоритмы. Это живые биологические системы. Наука еще только изучает как работает мозг, возникают эмоции и формируются мысли. Человек не способен управлять даже своими собственными внутренними процессами. Каждый момент времени у нас меняются желания, возникают потребности, приходят новые мысли.

Человечество в целом становится все более живым и если наши дедушки были готовы жить и следовать алгоритмам, которые им предлагались в организациях, то нами они воспринимаются, как нечто нас не устраивающее.

В то время реальность выглядит так:
Проблема в том, что мы для реальности применяем инструменты, которые не умеют с ней работать, в результате получаем неудовлетворительный результат.

Почему так происходит. Версия для профессиональных управленцев.

Менеджмент это социальная наука, которая изучает, каким образом можно эффективно управлять организациями. Те программы образования, по которым мы с вами учились - фундаментально закладывались в начале 1960-х годов, с началом развития информационного периода. Управление начинает рассматриваться, как логический процесс, который можно алгоритмизировать.

Практически все используемые нами инструменты управления созданы в рамках этой модели мышления:

  • построение организационной структуры организации
  • разработка стратегии
  • формирование системы мотивации
  • построение системы контроля и отчетности
  • формирование должностных обязанностей, правил, процедур
  • разработка метрик, KPI, OKR, Balanced Scorecard и др.
Современные IT-технологии - ERP, BI, корпоративные порталы и др. помогает эти инструменты использовать эффективно, как никогда прежде. Однако мы наблюдаем проблемы, которые описаны в начале статьи. Это факт.

Было ли так всегда и почему так происходит?

В период формирования современного менеджмента, он работал гораздо более эффективно, чем сейчас. Потому, что мир и люди были проще. За последние десятилетия человечество заметно эволюционировало в своем мышлении (по спиральной динамике) и бизнес, как и общество стали гораздо сложнее.

Поэтому то управление, которому нас учили в высших учебных заведениях, на программах MBA было эффективным для периода 1960-2000 и перестало быть таким в большинстве случаев сейчас.
Существует Модель Кеневин, которая описывает, что бывает 4 возможных типа окружений.

Упорядоченные простые системы. Где человек по алгоритму сможет сделать. Например нам нужно собрать мебель из IKEA по инструкции.

Упорядоченные сложные системы. Для решения этих задач нужны профессиональные знания. Например, нам нужно сделать архитектурный проект дома.

Комплексные системы. Нам нужно найти новый способ решения понятной проблемы. Найти творческое решение для понимаемой ситуации. Например, придумать каким образом нам сдать проект в срок, при том, что если мы будем делать его известными нами способами, то мы в срок проект не сдадим.

Хаотические системы. Мы не можем логически понять в чем проблема и какие наши действия приведут к наилучшему результату. Например, вас попросили заняться проблемой частого увольнения персонала в организации. Вы понимаете, что эта проблема является следствием другой, но какой именно непонятно. Пока вы будет выявлять эту проблему, пройдет много времени, в течение которого все поменяется и актуальность может измениться. В итоге, что именно вам нужно делать сейчас - большой вопрос.

Научно доказано, что современный менеджмент идеально работает для упорядоченных простых систем, нормально работает для упорядоченных сложных систем и, при условии, что вы используете agile-подходы, он сносно работает для комплексных систем и вообще не работает в хаотических. Попробуйте написать логичную систему управления для коллектива, которому нужно решать непонятно что, чтобы получить непонятно что!

Иллюстрация показывает постепенный переход человечества от простых к хаотическим окружениям. На этапе зарождения человечества решаемые задачи были упорядоченными и простыми. Сейчас мы живем в мире, где за счет автоматизации, роботизации, искусственного интеллекта доля работы в простых и сложных системах резко сокращается. Наша работа все больше перемещается в сферу творчества и эмоционального, генеративного поля, которое не поддается алгоритмизации.
Как сейчас организации решают проблему?

Первое - проблема есть не у всех организаций. Если у вас простой тип бизнеса, где в основном люди заняты работой в простых или сложных упорядоченных окружениях, то существующие технологии менеджмента вполне позволяют организовать эффективный процесс работы в организации.

Но если значительная часть работы коллектива связана с творчеством, а само окружение вокруг компании требует непрерывных изменений и трансформаций организации, то вам нужен новый подход к управлению.

Эволюция менеджмента за последние десятилетия подарила нам целый ряд гибких подходов - agile, scrum, lean и др., создала фреймворки для самоуправляемых организаций - холлакратию, социократию и др., сформировала психологические и телесно-ориентированные практики. Применение таких инструментов позволяет выстроить эффективную работу в комплексных и хаотических напряжениях.

Вместе с тем, есть некоторые трудности и сумбур в использовании описываемых технологий:

  • многие из компаний, использующих описываемые инструменты, называют себя "бирюзовыми", хотя в действительности ими не являются, что путает людей
  • нет единой простой системы диагностики, которая позволяла бы оценивать эффективность работы менеджмента в современных условиях
  • нет простого и линейного процесса запуска данных инструментов
Для того, чтобы устранить эти трудности, мы решили заявить о новой терминологии, называющейся "потоковый self-менеджмент", для того чтобы упорядочить имеющиеся на рынке знания в простой, практичный, доступный инструментарий.

Об авторе

Дмитрий Карпуничев. Создатель 30 стартапов и бизнесов, исследователь систем управления, co-founder loyalgift.ru, к.э.н.